3DO Interactive Multiplayer

3DO Interactive Multiplayer История

Игровая домашняя консоль, которая выпускалась с 1993 по 1996 года. Выпускали её компании Sanyo, Creative, Panasonic и Goldstar (ныне LG). Основоположниками консоли был Дэйв Нидл и Роберт Микало. Сама же идея принадлежит, Трипу Хоукинсу. Который, кстати является основателем EA Games 😉

3DO Interactive Multiplayer
Роберт Дж. Микал — знаменитый американский программист и разработчик компьютеров

Старт продаж

Несмотря, на активную рекламу на старте продаж, с применением современных рекламных технологий, консоль не имела большого успеха. Тому было несколько причин. Рынок игровых домашних консолей был перенасыщен и высока цена консоли. На момент старта она составляла 599,95 долларов.

Но даже несмотря на это, в 2009 году сайт IGN поместил её в список лучших на 22-ое место.

Особенности приставки

Когда 3DO Interactive Multiplayer начала выпускаться она имела очень мощные, на тот момент, возможности. У неё был 32-разрядный процессор ARM, работавший на частоте 12,5 МГц. На борту было два графических сопроцессора собственной разработки с 1 Мб памяти и 2 Мб оперативной памяти. В консоли был установлен CD-ROM. К ней можно было подключить до 8 джойстиков. Но подключались они своеобразно — цепочкой. Каждый джойстик подключался к предыдущему.

Для консоли было разработано специальное ПО. Софт мог проигрывать CD-аудио (включая поддержку CD+G), просматривать Photo CD и Video CD. Для воспроизведения Video CD использовалась специальная карта расширения. Она декодировала MPEG-видео. К сожалению, только некоторые игры, целиком использовали всю мощь консоли.

3DO Interactive Multiplayer не имел защиты

На момент выпуска, 3DO одной из немногих консолей с CD-ROM, который не имел ни блокировки по региону, ни защиты от копирования. Это, конечно же, порадовал игроков, почти во всем мире. Но и производители нелицензионных копий игр тоже приложили свою руку. Есть правда несколько НО. Несколько японских игр не могли запуститься на консолях для других стран. Но это было из-за использования специального шрифта, содержащего кандзи.

Сама 3DO company рекомендовала сторонним разработчикам ПО помещать шрифты на CD, вместе с игрой, чтобы избежать таких проблем. Но разработчики не всегда это делали. Так, например, игра Sword and Sorcery (в английском варианте Lucienne’s Quest), и демо версия легендарной Alone in the Dark имели подобную проблему. В дальнейшем, ещё некоторые более поздние игры смогли узнавать регион консоли и отказывались запускаться на других. Пример: Soccer Kid и The Way of the Warriors.

Плюс в одном, минус в другом

Часто говорится, что библиотека ПО для 3DO показывает неудовлетворительные аспекты видеоигр того времени. Это было время рассвета CD игр. Поэтому в большинстве игр фрагменты низкокачественного видео доминировали над хорошим игровым геймплеем. Также одни из лучших игр для 3DO это перенос игр с других систем. Сюда относятся: Alone in the Dark, Myst, Out of This World, и Star Control II.

Другие игры, которые также стоит отметить — The Need for Speed, Jurassic Park Interactive, Crash N’ Burn, Slayer, Killing Time и первый перенос игры Super Street Fighter II Turbo с аркадного автомата на домашнюю систему, который превосходит оригинальную версию за счёт использования качественного CD-звука.

Есть и положительные моменты. На приставке 3DO начали своё существование игровые сериалы от Electronic Arts, Studio 3DO и Crystal Dynamics (игра Gex), которые оказались успешными и получили продолжение и на других 32-битных игровых консолях. Одной из лучших 3DO игр считается Return Fire (отличная игра про танковые сражения). Она была перенесена на PlayStation и Sega Saturn, а потом и на Windows.

3DO Interactive Multiplayer
Игра Return Fire для 3DO

Расширение — 3DO Blaster

Помимо самих игровых консолей, фирма Creative Technology выпускала 3DO Blaster. Это плата расширения формата ISA, предназначалась для установки в обычный ПК. Плата позволяла использовать ПО консоли на ПК. Но работать она могла только с CD-ROM Matsushita CR-563-B, который выпускался фирмой Panasonic для Creative Labs.

На базе игровой приставки было даже создано несколько аркадных игровых автоматов. 2 автомата произвела компания Atari и они использовали процессоры PowerPC 602. Ещё около 6 автоматов выпустила компания American Laser Games.

Продолжение консоли

3DO Company продолжила разработку новой консоли, которая стала бы продолжением. Проект назывался M2, была создана на базе процессора PowerPC 602. Но выпуск так и не состоялся 🙁 Компании покинула консольный бизнес и продала технологию Matsushita, которая так и не выпустила систему, а жаль.

Но всё же в дальнейшем, на основе M2, Konami создала плату для аркадных игровых автоматов. В силу того, что игры стартовали с CD — диска, она имела большие паузы во между загрузкой данных, иногда до 20-50 секунд на загрузку одного уровня и низкую надёжность. Из-за этого для неё было выпущено небольшое количество игр.

Игры для консоли

Список игр для платформы 3DO содержит около 300 наименований, но большая часть выпускалась только для внутреннего рынка Японии.

Оцените статью